Половое воспитание: рассказывать нужно и это важно.

Как рассказать ребенку об интимной жизни, кто это должен сделать и как правильно объяснить ребенку что нужно делать? Заместитель главного врача КГБУЗ «ККЦОМД №2» И.В.Ермакова отвечает на эти и другие вопросы.

— Где с ребенком должны говорить о половом воспитании: в школе, дома, в медучреждении?
— Я считаю, что тема полового воспитания должна подниматься всеми уровнями социального окружения ребенка.
В первую очередь это должны быть родители – как ближайших и самых доверенных людей в жизни ребенка.
Во-вторых, половое воспитание должно преподаваться в школе в виде организованных, тщательно подготовленных лекций или курсов: вопросы согласия и половой неприкосновенности, способах контрацепции, школьники должны получать информацию о половом созревании и о том, как меняется их тело, беременности, воздержании, контрацепции, ВИЧ и других инфекциях, передающихся половым путём, а также разговор о том, как строить отношения. Уроки полового воспитания могут быть разделены между несколькими предметами, например биологией и обществознанием. Программа должна быть составлена соответственно возрасту обучающихся.
И последнее, но немаловажное – это мои коллеги, врачи, работающие с детьми: педиатры, детские гинекологи и урологи, дерматологи – должны вести просветительскую деятельность и помогать детям не избегать их проблем, а также отвечать с научной и практической точки зрения на самые разнообразные вопросы взрослеющих пациентов и их родителей.

— Интернет в половом воспитании — помощник или вредитель?
— В последние годы мы чаще слышим о необходимости откровенно говорить с подростками о половой жизни — в первую очередь потому, что современным подросткам доступно намного больше информации. Интернет – как источник информации нельзя оценивать однополярно, как добро или зло. Важно, чтобы ребенок мог найти полезную и нужную информацию, дающую понятные ответы на его вопросы (на данный момент есть множество информационных площадок, где можно их получить), но в то же время постараться оградить его от нежелательного контента.

-Уроки полового воспитания в школах: «за» и «против»?
— Как я уже говорила, школа – важный элемент в социализации и формировании первичных базовых знаний об окружающем мире, межличностных отношениях, в т.ч. и интимной их части. Уроки полового воспитания должны проводиться хорошо подготовленными и открытыми к диалогу педагогами, готовыми отвечать на самые сокровенные вопросы детей и подростков. Такие занятия должны помогать подрастающему поколению без стеснения, чувства вины или стыда узнать о строении репродуктивной системы обоих полов, этапах полового созревания, опасностях ЗППП, контрацепции, а также, морально-этической составляющей отношений между мужчинами и женщинами. Как показывает практика, «табуированность» этих тем приводит к противоположному эффекту.
Правильные уроки могут помочь подросткам справиться с комплексами по поводу собственной внешности и своего тела, а иногда и с травлей со стороны одноклассников. Кроме того, некоторые современные специалисты говорят о том, что классы полового воспитания не надо разделять по полу: о женском здоровье должны знать не только девочки, но и мальчики. По их мнению, такой подход формирует более простое и здоровое отношение к женскому здоровью. На мой взгляд, это спорный вопрос.

— Как преодолеть барьер в нежелании ребенка говорить «про это»?
— Здесь нельзя говорить об одностороннем «барьере», с одной стороны, нам, как родителям сложно затронуть эти темы при разговоре с ребенком, с другой стороны ребенку страшно и стыдно рассказывать подробности старшему поколению, поэтому прежде всего, начать следует с себя, ознакомиться с профильными ресурсами, подготовить себя на такой разговор и добиться доверия своего ребенка.
Считаю, что половое воспитание лучше всего работает, когда с детьми обсуждают важные для них вопросы в комфортной обстановке, а не просто рассказывают о строении половых органов, лучших результатов помогают добиться доверительная атмосфера и честный разговор об этических и психологических аспектах отношений.

Рубрика: .